Автор проекта 

Ученик 8 класса 

Демченков Антон 

 

Введение

Существует определенный возраст, достигнув которого каждый человек, как мне кажется, начинает задумываться о своей национальности, своей принадлежности к определенному народу. Этот возраст зависит от  воспитания, образования, окружения и генетических особенностей, но рано или поздно он наступает. И тогда, вооружившись книгами или интернетом, человек начинает разбираться в своих корнях, начинает задумываться над своей историей. 

На долю нашего народа выпало немало ужаса. Если сложить все войны, в том числе и гражданские, смуты, революции, болезни,  то невольно задаешь себе вопрос, а как же вообще сохранились народы, населяющие РФ? Только двадцатый век унес десятки миллионов жизней, загубил тысячи талантливых ученых, инженеров, врачей, писателей, деятелей искусства. Алкоголизм, наркомания, курение, поглотившие Россию на рубеже нынешнего и прошлого веков, никак не способствовали развитию народа, как в духовном, так и физическом плане. Сделав для себя эти выводы, я пришел к пониманию того, что россиян спасли 3 вещи: ВЕРА,  ИСТОРИЯ,  ДЕРЕВНЯ

И так вера. Она, будь то христианство, ислам или буддизм, позволила нам держать себя в определенных моральных рамках. Факт, что в тех деревнях, где стояли церкви, народ спивался в меньшей степени. Что касается ислама, то практически все жители кавказских республик верующие люди, а ислам, как известно, отвергает употребление одурманивающих средств, в том числе и алкоголя. Помимо этого, вера помогала нам и в тяжелые для нас времена. Войны, болезни, голод все это было преодолено нами во многом благодаря вере. 

Что касается истории. Осознанное ее знание является неотъемлемой составляющей патриотизма. Только любовь к семье, вера и богатая история позволили нашему народу одержать победу в Великой Отечественной Войне. 

И, наконец, деревня. Я считаю, что эту часть нашей страны, нужно беречь и сохранять, как зеницу ока. И дело даже не в том, что город в отличие от деревни, дает людям больше соблазнов вести неправедный образ жизни. Дело скорее в рабочем ритме, который не вяжется с традиционным российским жизненным укладом, предполагающим иметь большую семью, заниматься физическим трудом, кушать здоровую пищу и дышать свежим воздухом. Живя в больших городах, мы теряем  связи, распадаясь и рассредоточиваясь на больших расстояниях. Теряется взаимовыручка. В настоящее время город – это перекресток различных культур, религий, нравов, ценностей и национальностей. Во всей этой смеси теряется наше, исконно-русское, -северокавказское, -татарское, -бурятское и т.д. Люди обосабливаются, выдвигая на передний план демографическую проблему, а сами, порой впустую, тратят свое здоровье. 

Я считаю, что люди, которые, в основной своей массе, были причастны с детских лет к деревенской жизни,  получили ту базу, на основе которой и рождается чувство патриотизма, ответственности, умение начать с себя в решении общих проблем в будущем. 

 

В своем проекте я собираюсь рассказать о деревнях севостьяновской земли. Еще в 2007 году учениками Селищенской школы был создан альбом «История деревни», в котором по рассказам старожилов были описаны истории существующих деревень, составлены карты. Просмотрев этот альбом в 2010 году, я обнаружил, что в существующих деревнях произошли изменения, где-то исчез магазин, где-то школа, а где-то и то и другое, жителей стало меньше. При подготовке к конференции мне пришлось редактировать этот альбом, и собрать данные о деревнях которые уже исчезли с нашей земли. Я разыскал старожилов тех исчезнувших деревень и расспросил их. Они теперь живут в близлежащих деревнях или уехали в город к своим детям.  По их рассказам я создал новый альбом «Исчезнувшие деревни». Кроме этого я решил узнать сколько деревень было на территории севостьяновской земли до войны? Куда исчезли остальные деревни и почему они исчезли?

 

Цель проекта:

 Выяснить куда и почему  исчезают деревни?

 Задачи:

  1. Изучить истории исчезнувших деревень севостьяновской земли.
  2. Изучить истории деревень еще существующих на севостьяновской земле.
  3. Сделать анализ об исчезновении деревень.

 В края луговые уводит дорога,

Уводит в речные края.

Как мало мне надо, как надо немного

Жила бы деревня моя.

 

До войны на территории севостьяновской земли была 21 деревеня: Соковичено, Шарково, Андреевское, Трубники, Баево, Солово, Ковали,  Велеса, Боровые, Брод, Цикорево, Коротыша, Селиба, Демидово, Денежница, Пахомово, Пищеваха, Севостьяново, Селище, Михалево, Павлова лука. В то время каждая деревня была отдельным колхозом, значит существовал 21 колхоз. На территории этих деревень были: 8 начальных школ, 1 семилетняя школа, 8 магазинов, 3 библиотеки, 11 сельских клубов, 20 ферм. Сейчас осталось: 1 начальная школа, 3 магазина, 1 сельский клуб, 1 сельская библиотека, 2 скотоводческих фермы, да что говорить деревень осталось всего 11 (Севостьяново, Селище, Михалево, Павлова Лука, Коротыша, Цикорево, Брод, Трубники, Баево, Солово, Ковали), но и среди «живых» деревень существуют такие, которым осталось несколько лет: Ковали, Михалево, Павлова Лука, Баево. Вот, например, добро пожаловать в  деревню Павлова Лука. Население - один человек. Степанова Тамара Григорьевна проводит день за днем за просмотром новостей и сериалов в своем рассохшемся домике. Из двух линий просевших домов, когда-то называвшихся деревней, это единственное обитаемое место.

Таких деревень, как Павлова лука, в Тверской области,  более 1400. По итогам переписи населения 2002 года с карты России придется стереть еще 17 тысяч деревень и сел, где не было обнаружено ни одного жителя. Примерно в 50 тысячах российских деревень число жителей менее 10 человек! Если в ближайшее время не будут приняты радикальные меры по изменению текущих тенденций развития России, то вымирание русской деревни  будет продолжаться дальше. По данным Министерства регионального развития с 1989 года в России исчезло 23 тыс. населенных пунктов, из них 20 тыс. сел и деревень. В Тверской области 8500 населенных пунктов, из которых в 2500 живут от одного до пяти человек, а еще в 1500 — от шести до 10. 

Именно поэтому очень важно сохранить хотя бы память о них. У казахов, киргизов, армян и других народов, существует традиция: каждый мальчик должен знать имена своих прямых предков из семи предшествующих поколений, чтобы в дальнейшем передать своему будущему сыну. У русских, к сожалению, такой традиции нет. Наш народ, возможно, потерял чувство самосохранения из-за своего количества и расселения по огромной территории. Сказалось и время репрессий. Под страхом смерти и ссылки в лагеря дети 'врагов народа' боялись даже близким рассказывать о своих предках, часто вынуждены были скрываться под другими фамилиями. Девушки старались поскорее выйти замуж, чтобы изменить метрические данные. Особенно пострадал от советского строя крестьянин. Кампания массовых выселений шла с декабря 1929 по 1933 годы. Раскулачивание было действенным средством нагнетания массового энтузиазма. Притеснение русского крестьянства началось еще при царском режиме. В декабре 1916 года, по указу царского правительства, началась хлебная разверстка, по которой крестьяне должны были отдавать часть от своих трудов в пользу общества. Хлебная разверстка существовала и при Временном правительстве, и во времена военного коммунизма, и во времена коллективизации, и в послевоенные годы, когда крестьянин не имел паспорта и работал за трудодни. Но ведь крестьянин вправе претендовать на те же права, что и граждане из других сословий. Сельских тружеников попросту отучили работать, а ведь это был самый надежный, крепкий класс до революции. 

Ударом по деревням явилось деление их на перспективные и неперспективные. Молодежь в 1950 - 60-е годы массово выезжала из деревень. О том, что российская деревня медленно умирает, сегодня много говорят и пишут. Вымирание деревни – процесс глобальный, который уже давно охватил всю Россию. Сельское население в нашей стране постоянно сокращается с начала 70-х годов прошлого столетия. Как данный процесс проявляется на нашей земле, на нашем районе?

Возникает вопрос: в чем причина? Почему исчезли именно эти населенные пункты? Для объяснения причин важно представить себе весь комплекс предпосылок (исторического, социально-экономического, географического и демографического характера), повлиявших на судьбу того или иного населенного пункта:

  • Невыгодность географического положения (отсутствие кратчайших и удобных дорог, а порою и значительная удаленность населенного пункта от центральной усадьбы).
  • Отсутствие предприятий сферы обслуживания (магазина, медпункта, школы, почты, дома культуры и т. д.).
  • Наличие возможностей переселиться в центральную усадьбу или даже районный центр.

Все это в той или иной степени повлияло на участь еще недавно существовавших деревень и поселков.

Это, так сказать, то, что мы имеем на сегодняшний день. А чего можно ожидать завтра? Если считать, что существующая тенденция вымирания деревень сохранится (не будет ни прогрессировать, ни сокращаться), то картина представляется следующей.

Сегодня на севостьяновской земле 10 сельских населенных пунктов. Как ни прискорбно, расчеты говорят о следующем, что на грани исчезновения находятся деревни: Павлова Лука, Михалево, Баево, Ковали, Солово. Эти населенные пункты, отжившие свой век, если можно так выразиться, «приговоренные». Вопрос их смерти – это вопрос самого недалекого будущего… Пройдет всего лишь десятилетие, и этот список пополнят другие деревни: Трубники, Цикорево, Брод.  Приговор для этих деревень отсрочен, но неминуем. Возродить и оживить их едва ли возможно…  Например, деревни Брод и Павлова Лука  не имеют постоянного населения, превратившись в дачные места, обитаемые лишь в летний сезон.

Ну что же? Можно сделать вывод: прогнозы неутешительны… В ближайшее десятилетие мы станем свидетелями гибели еще полутора-двух десятков наших деревень. Дальше, надеюсь, что-то начнет налаживаться, ведь совсем не хочется верить, что существующая тенденция угасания деревни будет продолжать сохраняться еще многие десятки лет. Поэтому наибольшей опасности исчезнуть подвергаются, прежде всего, деревни и поселки, обладающие численностью постоянного населения не более 20 человек, удаленные от основных шоссейных и железных дорог – это те, что исчезнут в ближайшие 5-10 лет.

 Заключение

В самые трудные времена нашей истории многие люди искали спасение поближе к земле. Деревня всегда привечала сторонних, принимала в свое общество, старалась научить всему, что умеет сама. И это приобщение к крестьянскому труду помогало выжить, почувствовать надежность, веселее смотреть в завтрашний день.

Легче, чем в городе,  жилось в деревне  и в самые трудные военные годы. Выручала коровушка-кормилица, две – три буренки одержали всем миром, чтобы хоть ребятишкам выделить стакан молока да забелить ботвинью или щи из щавеля.

 

Я описал историю деревень, находящихся на севостьяновской земле, а сколько таких деревень в нашем районе, области, стране? Почти у всех этих деревень одно будущее – вымирание. Большинство из вас, ваших предков, являются  выходцами из той или иной деревни. Задайте себе вопрос: а давно ли я был на своей малой родине? А что осталось от деревни моих предков? Где она? Куда она исчезла и узнают ли о ней ваши дети, внуки и правнуки в будущем?

 

Как пусто все на родине моей:

В полях у хижин заросли полыни.

В деревне нашей было сто семей,

А нынче нет их даже и в помине...

 

Литература

  1. В. Маевский, С.Денисов «Наша Двина», Тверь, 2004
  2. Материалы районной газеты «Авангард»
  3. Материалы сети Интернет
  4. Рассказы жителей деревень

 

Создать бесплатный сайт с uCoz